March 21

СЛОЖНО, НО ПОНЯТНО #17 // ЧАСТИЧНОЕ РЕЗЕРВИРОВАНИЕ: ПОЧЕМУ ВАШИ ДЕНЬГИ В БАНКЕ – НЕ СОВСЕМ ВАШИ

Вы когда-нибудь задумывались, что происходит с вашими деньгами после того, как вы кладёте их на счёт в банке? Они хранятся в надёжном хранилище, пока вам снова не понадобятся? Или, может быть, банк бережно складывает купюры в стопку, дожидаясь момента, когда вы придёте за ними?
На самом деле, всё работает совсем иначе. Большая часть ваших денег отправляется…в оборот. Банк берёт ваш депозит и выдаёт его в виде кредита другому человеку, оставляя себе в резерве лишь небольшую часть. В результате деньги как бы множатся — создаются «из воздуха». Этот процесс называется частичным банковским резервированием, и на нём держится вся мировая финансовая система.

Так как же устроена система создания денег? Почему банки зарабатывают, а мы продолжаем доверять, где наши вклады существуют лишь частично? Разбираемся.

Что такое частичное банковское резервирование?

Представьте себе: вы приходите в банк и кладёте на счет, допустим, 100 000 рублей. Вроде бы эти деньги тут же надёжно запираются в каком-то неприступном хранилище, ведь у нас в голове давно сидит образ больших стальных дверей и тяжёлых замков, как в фильмах про ограбление банков. Но современная банковская действительность другая. Ваши деньги уже завтра могут быть выданы в качестве кредита другому клиенту – естественно, с процентом, который уже зарабатывает банк. И при этом совсем не обязательно, что банк хранит все ваши 100 000 в виде реальных купюр. Он оставляет себе лишь некоторую часть (скажем, 10%), а остальное – пускает в оборот.

Выходит так, что на депозитном счёте у вас числятся все 100 000 рублей, а у человека, который взял кредит, уже на руках условные 90 000 рублей. Сумма «нарисовалась» будто из воздуха, но на самом деле это результат действия банковской системы с частичным резервированием. Именно она повсеместно используется современными банками, даёт им возможность зарабатывать на процентах и… стимулирует общую экономику, хотя при поверхностном взгляде выглядит довольно рискованной затеей.

Как и зачем это возникло

Исторически считается, что первая по-настоящему «централизованная» форма подобной системы была запущена в 1668 году в Швеции, когда открылся Риксбанк – тот самый, который ныне славится как первый Центральный банк в мире. Но и до того момента люди догадывались, что золото или серебро не обязательно держать в сундуках без движения: можно их приумножать, зарабатывая на процентах. Основной мотив: уменьшить неэффективное хранение денег «под матрасом» и попытаться заставить их «работать» – выдавать кредиты, расширять торговлю и, по идее, улучшать жизнь общества.

Если говорить про США – вначале там, то один Центральный банк откроют, то другой; всё это в XVIII–XIX веках сворачивалось; лишь в 1913 году явился Федрезерв (ФРС). Сегодня это мощная структура, регулирующая финансовые потоки и проценты, а мы все прекрасно понимаем, что от этой регуляции зависят и ипотечные ставки, и курсы валют, и общая стабильность рынка.

Разбираем механизм на пальцах

Вот вы, допустим, кладёте 50 000 долларов на счёт в Банк 1. Он оставляет у себя в резерве 10%, то есть 5 000, а 45 000 с радостью выдаёт в кредит какому-нибудь предприимчивому Клиенту B. Тот несёт эти 45 000 уже в Банк 2, кладёт их на депозит, а Банк 2 оставляет у себя ещё 4 500 (также 10%) и выдаёт 40 500 кому-то ещё… и так далее. В итоге первоначальные 50 000 «растут» в сумме всех вкладов в нескольких банках по цепочке, и получается значительно большая цифра. Деньги, по сути, умножились – правда, на бумаге (или точнее, в электронной системе). Банк платит проценты по депозитам, но и зарабатывает большие проценты по кредитам.

Для банка это – чудесный способ извлекать прибыль, а для экономики – возможность быстрого оборота средств: кредиты, инвестиции, покупка домов и автомобилей, решение бизнес-задач и т.д. Но есть и оборотная сторона медали.

А что, если все придут за своими деньгами?

Конечно, с точки зрения вкладчика есть неприятный сценарий: что, если завтра все решат одновременно снять свои деньги? В этом случае выяснится, что реальных средств в хранилище куда меньше, чем на совокупных счетах. Этот процесс называется «бегством вкладчиков» или «bank run», и случался он в истории неоднократно – особенно хорошо известные эпизоды произошли во времена Великой депрессии в США. С толпами людей, стремящимися тут же получить все накопления, всякая романтика кредита вдруг оборачивается безрадостной действительностью: банку действительно нечего им отдать, потому что деньги «гуляют» в виде выданных ссуд.

Однако правительства и центральные банки пытаются предотвращать такие сценарии, заставляя коммерческие банки держать некий минимальный процент резервов и страхуя вклады граждан. Для потребителей это создаёт дополнительное спокойствие: если банк рухнет, государство (или страховой фонд) вернёт вклады хотя бы в пределах застрахованной суммы. А банки, в свою очередь, научились выстраивать грамотную политику управления капиталом, стараясь хранить в резерве даже больше минимума – чтобы не дай бог не попасть на скандальные полосы газет как «тот банк, который не смог выдать людям их деньги».

Плюсы и минусы

Если взглянуть на эту систему с высоты птичьего полёта, то увидим: она, безусловно, выгодна банкам, которые гоняют большие объёмы денег и зарабатывают проценты. Нас с вами это тоже может радовать: ведь мы получаем возможность положить свои сбережения под проценты (пусть и невысокие) или взять кредит на квартиру или машину. Для государства частично-резервная система тоже имеет плюсы: стимулирует рост экономики, помогает поддерживать денежное обращение, управлять инфляцией и процентными ставками.

Однако есть мнение – и я тоже не могу его полностью игнорировать, – что современная банковская система изобилует рисками. Ведь на самом деле наличные деньги (или золото, если угодно) покрывают лишь малую долю всех наших электронных счетов. Хорошо это или плохо – вопрос веры в данную систему. Мы просто доверяем банкам, финансовым регуляторам, центральным банкам и фиатным деньгам, которые, по сути, не имеют под собой физического обеспечения (как это было, например, с золотым стандартом).

А что насчёт криптовалют?

Говоря о частичном резервировании, нельзя не упомянуть всяческие биткоины и прочие криптовалюты. Там механизм совсем иной. В случае Биткоина количество монет ограничено (21 миллион), никакой центральный банк их не печатает, и вы не можете взять кредит в биткоинах под классическую банковскую ставку, если сами участники сети не организуют такую схему. Криптовалюты существуют в децентрализованном блокчейне и не нуждаются в «печатном станке». Это другой мир с иными рисками и другими принципами, где каждый узел проверяет транзакции, а не один регулятор.

Многие сторонники криптовалют критикуют как раз идею создания денег «из воздуха», то есть частичного резервирования. Но, надо признать, пока ещё фиатные деньги и банки успешно функционируют, а криптоинструменты скорее дополнение, а не стопроцентная замена.

Взгляд

Когда смотришь на все эти «созданные из ничего» суммы, в голове волей-неволей возникает вопрос, а если ещё и приглядеться ближе, станет ясно: частичное резервирование – лишь метод, позволяющий перекачивать деньги из одной сферы в другую, при этом «раскручивая» общий денежный объём, ускоряя оборот. Для экономики это благо, а для банка – хороший бизнес. Но как только у нас исчезает доверие к этой системе, всё может рассыпаться очень быстро.

Рискованно? Безусловно. Прибыльно? Без вопросов. К тому же это стало фундаментом нашей финансовой реальности и, похоже, в ближайшее время альтернативы на массовом уровне не намечается. Так что, хотите вы или нет, частичное банковское резервирование – неотъемлемая часть современной жизни: оно определяет, какие у вас проценты по вкладам, какие ставки по кредитам и как в целом выглядит экономический ландшафт.

--

👉 Подписывайтесь на мой Telegram-канал: https://t.me/druzin. Там — финансы, инсайты, путешествия и никакой скуки!

--